Обсуждение отношений России и Грузии в рамках сессий ПАСЕ после 2008 г


Обсуждение отношений России и Грузии в рамках сессий ПАСЕ после 2008 г

Обсуждение отношений России и Грузии в рамках сессий ПАСЕ после 2008 г

Грузинские войска в ночь на 8 августа 2008 года атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии - Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.

С самого начала конфликта Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) пристально следила за развитием ситуации в регионе.

Впервые последствия Пятидневной войны и последующее развитие межгосударственных отношений России и Грузии стали одной из центральных тем в ПАСЕ на ее осенней сессии, состоявшейся в Страсбурге в сентябре-октябре 2008 года.

Решение о проведении в рамках сессии дебатов по отношениям России и Грузии было предложено еще в начале сентября на заседании уставного органа ПАСЕ - Бюро. Как пояснил глава Ассамблеи Луис Мария де Пуч - тема стала ключевой, так как впервые в истории два государства - члена Совета Европы вступили в войну между собой.

30 сентября 2008 года докладчик ПАСЕ по России Люк ван ден Бранде выступил за то, что Ассамблея должна начать постоянный мониторинг ситуации на Кавказе после обострения грузино-югоосетинского конфликта, предпринять все возможные усилия для восстановления диалога между Россией и Грузией. Бранде также выразил обеспокоенность тем, что "нет и намека на самокритику сторон", поэтому, по его мнению, должно быть проведено всестороннее международное расследование августовских событий.

2 октября 2008 года ПАСЕ по итогам трехдневного обсуждения приняла резолюцию, в которой среди прочего призвала Россию аннулировать ее признание независимости Абхазии и Южной Осетии. До этого в ходе дискуссии Ассамблея проголосовала против жесткой поправки, предложенной некоторыми радикально настроенными европарламентариями. Если бы эта поправка была принята, Россия в случае отказа аннулировать свое решение о признании Абхазии и Южной Осетии оказалась бы под угрозой лишения права голоса в ПАСЕ на ее предстоящей в 2009 году январской сессии.

В резолюции также были названы минимальные условия для содержательного диалога сторон конфликта: полная реализация плана мирного урегулирования, в том числе отвод российских войск на позиции, которые они занимали до начала конфликта; размещение наблюдателей ЕС, ОБСЕ в Южной Осетии и Абхазии, а также аннулирование Россией признания их независимости.

Кроме того, Ассамблея попросила Совет Европы рассмотреть возможность конкретных действий по обеспечению соблюдения обязательств двух стран - членов Совета - Грузии и России, в том числе возможность полевого присутствия на месте постоянной миссии по мониторингу соблюдения прав человека. Ни о каких санкциях в адрес российской делегации в Ассамблее в резолюции не говорилось.

В ходе зимней сессии ПАСЕ в январе 2009 года парламентарии вернулись к обсуждению осенней резолюции, рассмотрев выполнение Россией и Грузией условий этого документа. В докладе, который обсуждался в Ассамблее, отмечалось, что с октября 2008 года стороны в разной мере продвинулись в вопросе его выполнения. Документ, который был представлен докладчиками ПАСЕ по российско-грузинским отношениям Люком ван ден Бранде и Матиасом Ерши, ненамного отличался от своего предшественника.

В день обсуждения резолюции был вновь поднят вопрос о возможном лишении российской делегации права голоса на следующей сессии ПАСЕ в случае невыполнения предложенных условий.

29 апреля 2009 года на весенней сессии ПАСЕ в третий раз обсудила последствия российско-грузинского конфликта. Предметом дискуссий стал доклад о гуманитарных последствиях августовских боевых действий. Документ не вызвал особых возражений со стороны делегации от РФ, поскольку в нем отсутствовали политические оценки ситуации.

Единственная серьезная претензия российской стороны касалась пункта, в котором Ассамблея выразила "серьезную озабоченность положением этнических грузин в оккупированном Ахалгорийском районе". Представители России предложили убрать слово "оккупированном", поскольку, как заявил глава российской делегации Константин Косачев, если кто и оккупировал Ахалгори, то это Грузия во время конфликта 1991 года. Однако соответствующая поправка, инициированная российскими депутатами, в итоге была отклонена.

Кроме того, члены российской делегации в своих выступлениях заявили, что Россия не только выполнила все пункты соглашения о прекращении огня, но и по сей день по просьбе народа Южной Осетии продолжает удерживать Грузию от агрессии. Делегаты ПАСЕ от России также призвали Ассамблею озаботиться учениями НАТО, которые с 1 мая по 6 июня планировалось провести на грузинской территории, и обратить внимание на милитаризацию Грузии.

На летней сессии ПАСЕ в июне 2009 года российско-грузинская тематика не обсуждалась.

В сентябре-октябре 2009 года в Страсбурге состоялась осенняя сессия ПАСЕ, на которой вновь активно обсуждались отношения России и Грузии после событий августа 2008 года.

29 сентября ПАСЕ приняла резолюцию по докладу "Война между Грузией и Россией: год спустя", в которой призвала Россию до конца года обеспечить неограниченный доступ международных наблюдателей в Южную Осетию и Абхазию, а также осудила закрытие миссии наблюдателей ООН в Грузии. В резолюции содержалось также предложение комиссии по мониторингу продолжить отслеживать дальнейшие шаги Грузии и России по выполнению требований Ассамблеи.

В ходе сессии Грузия вновь предложила лишить делегацию России права голоса в Ассамблее. Однако комиссия по мониторингу рекомендовала ПАСЕ подтвердить полномочия РФ, а во время голосования по итоговому документу были отклонены все радикальные поправки грузинской делегации. В частности, европарламентарии проголосовали против поправки, предлагавшей лишить Москву полномочий в ПАСЕ, если она не отменит признание Абхазии и Южной Осетии. Ассамблея также отклонила предложение лишить делегацию РФ права голоса на январской сессии 2010 года и проголосовала против поправки, требующей отвести войска на позиции, которые они занимали до августа 2008 года.

Глава российской делегации в Ассамблее Константин Косачев заявил, что попытка Грузии лишить Россию права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы полностью провалилась, а в ходе рассмотрения этой инициативы были вскрыты факты фальсификаций.

На январской сессии в 2010 году тема отношений России и Грузии не звучала.

Во время весенней сессии ПАСЕ в апреле 2010 года дискуссия по отношениям России и Грузии без принятия обязывающего документа уже в пятый раз за неполных два года стала одной из главных тем в повестке. ПАСЕ снова вернулась к рассмотрению доклада "Последствия войны между Россией и Грузией" в контексте событий августа 2008 года. Главным отличием от предыдущих обсуждений стал тот факт, что в этот раз Ассамблея решила устроить общую дискуссию по теме, не принимая обязывающую резолюцию. Это было вызвано тем, что на заседании мониторингового комитета накануне Ассамблеи было представлено два совершенно противоположных доклада по российско-грузинским отношениям. Из-за того, что ни один из этих документов не набрал большинства голосов на заседании, ПАСЕ решила просто обсудить ситуацию в рамках общей дискуссии. В целом тональность обсуждения на весенней сессии отличалась более сбалансированными оценками. Вместе с тем, эксперты отметили, что спад интереса к теме носил временный характер.

Перед началом летней сессии в июне 2010 года глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев сообщил, что на предстоящем заседании могут вообще закрыть так называемое "российско-грузинское досье". Однако 9 июня на заседании мониторинговой комиссии Ассамблея так и не смогла принять решение по этому вопросу. В ходе голосования европарламентарии разделились поровну: 16 "за" и 16 "против". Как пояснили в российской делегации, не хватило одного голоса, чтобы закрыть досье с его последующей передачей в страноведческие доклады.

В ходе осенней сессии Ассамблеи в 2010 году обсуждение будущего российско-грузинского досье продолжилось в комитете по мониторингу. 5 октября на заседании комитета парламентарии для выхода из сложившегося тупика предложили провести специализированные слушания по этому вопросу. В ходе состоявшегося голосования идея была поддержана большинством голосов.

По словам замглавы российской делегации в ПАСЕ Леонида Слуцкого, слушания должны были дать возможность решить, нужно ли продолжать на площадке ПАСЕ работу над данным досье в формате отдельного доклада или "растворить его в страновых мониторинговых докладах по России и Грузии".

Вместе с тем грузинская делегация в ПАСЕ заявила, что закрывать тему нельзя. Грузинский парламентарий Георгий Габашвили напомнил, что, по мнению грузинской стороны, "Россия уже два года не выполняет резолюции ПАСЕ и нарушает требования организации".

17 января 2011 года в Париже прошли закрытые слушания по будущему российско-грузинского вопроса в ПАСЕ, но до принятия окончательного решения дело так и не дошло. Грузинская делегация, объяснив это тем, что Москва так и не выполнила требований принятых резолюций, отказалась от участия в мероприятии. Кроме того, грузинской стороне на подготовительном этапе не понравились "провокационные попытки втянуть в этот диалог представителей марионеточных режимов - Абхазии и Южной Осетии".

27 января 2011 года в рамках зимней сессии ПАСЕ на заседании мониторинговой комиссии европарламентарии окончательно решили больше не обсуждать отдельно в рамках сессий Ассамблеи отношения Москвы и Тбилиси. Было принято решение, что впредь страновые докладчики по России и Грузии будут готовить и предоставлять один раз в год информационную справку по состоянию этого вопроса.

В российской делегации принятое решение мониторинговой комиссии назвали победой.

Замглавы российской делегации в ПАСЕ Леонид Слуцкий отметил, что после доклада международной комиссии по расследованию обстоятельств конфликта 2008 года, в котором эксперты Евросоюза официально возложили вину за развязывание войны на Тбилиси, и после слушаний 17 января продолжать обсуждение российско-грузинских отношений в старом ключе в Ассамблее стало невозможно.

Люди с флагами России и Грузии

Люди с флагами России и Грузии


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Обсуждение отношений России и Грузии в рамках сессий ПАСЕ после 2008 г" в других словарях:

  • Внешняя политика России — Политика  Портал:Политика Россия …   Википедия

  • Дипломатия России — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.